Бесклассовое общество

Действительно, марксизм провозгласил грядущее общество совершенно бесклассовым, как в первобытной идилии, а диктатуру пролетариата — орудием уничтожения классов. Тем самым намечен, почти по-христиански, конец истории при установлении «царства божьего на земле». Вообще там, где марксизм остается пролетарской утопией, он вплотную приближается к христианству, что ныне облегчает перебежки наших идеологов из храма науки в храм религии.

Наряду с демонтажом тоталитарной системы критике подвергается и западное либеральное общество. И в самом деле, странно было бы видеть иные, неапокалиптические настроения при оценке бесперспективности потребительской ориентации современной цивилизации, когда патриоты-почвенники постоянно говорят нам, что нынешние США потребляют 60 % энергетических ресурсов мира, а более здравомыслящие авторы сводят обе «дороги» цивилизации к одному «обрыву». При такой раскладке перспектив не учитывается новая парадигма человеческого общества — коммерческо-экологическая. В этой парадигме по-новому и радикально будет решен и вопрос об отношениях полов.

Не в том недостаток традиционного марксизма, что он воспринял и развил идею классовой борьбы и классового лидерства, а в том, что остановился в этом на полпути, вопреки своему провозглашенному диалектическому методу. Ибо на свете нет ничего хуже половинчатости: она соединяет грехи крайностей.

Отношения полов не выводимы из отношений классов, однако сам принцип ликвидации противоположностей в обоих случаях один и тот же, именно он должен быть переосмыслен в свете новой парадигмы развития общества. «Война противоположностей» в диалектике сходна с обычной войной только в одном отношении: она неминуемо завершается гибелью одной или обеих противоположностей. Это верно и для общественных классов, и для понимаемых в традиционном нормативном плане полов. Но все это вовсе не обязательно распространяется на живых индивидов — представителей данных классов и полов.

Судьба классов и полов становится неотвратимой судьбой индивидов, только если последние жестко связаны с классом самим источником своего существования. Поэтому устранение антагонизмов дается устранением противоположности — социальной и экономической— полов и классов. Очевидно, что перестройка сценариев начинает описанный процесс.