Феминизм как политика борьбы с властью фаллосА

В 18-м стереотипном издании «Словаря иностранных слов» феминизм определяется в бездумно-идеологизированном стиле 60-х годов как «общее название течений в буржуазном женском движении за уравнение в правах женщин с мужчинами при сохранении основ капиталистического строя». Впрочем, никакого упоминания о феминизме мы не найдем ни в философских энциклопедических, ни в социологических словарях. Счастливое исключение составляет лишь советско-французский «Опыт словаря нового мышления». Совершенно очевидно, что перемены последних лет заставляют внести новый смысл в приведенную стереотипную формулировку. Это ясно хотя бы по прочтении первой главы нашей книги.

Следует помнить и об огромном внимании крупнейших западных коммунистических и социалистических партий к феминистскому движению, его проблематике и прессе: проблемы женщин обязательно обсуждаются на каждом съезде ФКП, ИКП и отражаются в очередных программных документах этих партий. У нас пока ни один съезд КПСС, ни один пленум и ни одна сессия не рассмотрели окончательно «женский вопрос», поскольку в административной системе женщина объективно расценивается только как дешевая рабочая тягловая сила. Мы же продолжим традицию нашего великого однофамильца — Н. А. Некрасова, всегда помнившего о женщинах и говорившего горькие слова о их доле.

Определение феминизма наполняется новым смыслом ныне еще и потому, что иное значение получило для нас понимание капитализма. Если понимать под ним рыночное хозяйство с тенденцией к коллективным, общественным формам собственности, правовое государство и политический плюрализм, то нам остается в духе республиканской партии России «строить такой капитализм», ибо женщина, утратившая в связи с пролетарской эмансипацией практически все свои женские черты, лишь выиграет в новой правовой демократической системе с конкурирующими формами собственности и соперничающими формами реализации индивидуальности.

Нам представляется, что помимо всего прочего и даже в первую очередь феминизм — это политика, нацеленная на изменение существующих отношений власти между мужчиной и женщиной, не только в семье, но и в социуме, в целой совокупности социальных связей. Эти властные отношения пронизывают все сферы жизни: семью, образование, социальное обеспечение, занятость в общественном производстве и политике, досуг и культуру. Они определяют социальные роли по половому признаку: кто и что для кого делает, кем являются люди, дети и кем они могут стать. Современный феминизм отражает именно эти реальности, во многом усиленные приходом потребительского общества с его «сексплуатацией», а потому с 60-х годов феминизм становится заметной силой новейшего политического движения. Под вопрос ставится коренная проблема: что значит быть женщиной, чем является для каждой женщины ее женская сексуальность и как эта сексуальность может быть переоценена и перераспределена ее носительницей.