Фрейд и Лакан

Лакан был вторично открыт для левых сил Франции известной статьей Л. Альтюсера «Фрейд и Лакан» (декабрь, 1964), написанной до выхода в свет тома «Текстов» Лакана.

Несмотря на то, что во Франции взгляды марксистских критиков психоанализа весьма различаются в понимании перспектив исследования психоанализом и марксистской наукой бессознательного и структурирующих его социальных процессов, большинство авторов соглашаются с тем, что важнейшим направлением постлаканистских исследований выступает изучение целостности идеологического процесса как процесса субъективизации, освоения индивидами общественных отношений с точки зрения психоанализа, т. е. с точки зрения выявления специфической роли сексуальности и эффективности в формировании личности. Наши же философы и психологи, полагая свои исследования личности великим гуманистическим постсталинистским прорывом — отказом от понимания индивидов как «винтиков»,— сами понимают личность чрезмерно абстрактно: так, как если бы индивиды не имели пола. Примеров подобным работам в последние годы несть числа.

Даже книга «С чего начинается личность» не имеет знака вопроса в заглавии — получается, что ее авторы уже обладают ответом на поставленный вопрос и не нуждаются в обращении к проблематике эффективности, привязанности, дружбы, любви, сексуальности. Между тем эта проблематика нуждается еще и в философской проработке, что показывает недавно опубликованная у нас работа К. С. Льюиса «Любовь». Но мы обратимся к наследию Лакана и постараемся вслед за Н. С. Автономовой ликвидировать его непонимание нашими читателями, а точнее, посмотрим на Лакана с точки зрения феминистского постструктурализма.

Жак Лакан понимает психоанализ в первую очередь как лечебную практику, при этом он пересматривает классическую теорию психоанализа, выдвигая два важных вопроса: «что такое бессознательное?» и «что такое психоанализ?». Определяя психоанализ в целом как то, что позволяет понять, каким образом можно достичь совпадения биологической сексуальности («пульсации») и сексуальности человеческой, цивилизованной, Лакан полагает, что бессознательное и есть место и средство окультуривания сексуальности языком. Если же мы вспомним смысл работ Леви-Строса и других структуралистов, то поймем, что помимо прочего в качестве языка выступают правила родства; и сама организация родства — это тоже своего рода язык.