Методы Фрейда

Многие из взглядов Фрейда основаны на его опыте работы с больными истерическими неврозами, при которых психические симптомы развиваются без всякой органической, соматической причины.

Первоначально Фрейд полагал использовать для лечения гипноз, затем он предложил метод «свободных ассоциаций», согласно которому пациент должен говорить без какого-либо вмешательства для того, чтобы выявились конфликты его внутренней жизни.

Подчеркнем, что мы не являемся приверженцами ортодоксального психоанализа: в нашей работе использовались лишь определенные психоаналитические методики (исследование свободных ассоциаций, символическое толкование сновидений и сказок). Сказки — индивидуальные мифы —это сновидения наяву, своего рода «дневные грезы».

«Цензура» их авторов дремлет, преодолевается сопротивление, а подсознательные мысли и желания пациентов отражаются в написанном ими. Мы согласны с тем, что часть изложенного в индивидуальных мифах является сознательным отражением желаемого, но это только небольшая часть. Почти во всех случаях пациенты выражали удивление и даже определенное недоверие (до некоторых пор), когда мы приступали к анализу, к разборке мифов. Но после расшифровки сказок они часто соглашались с нашей интерпретацией.

Узнай цену на дженерики виагры в РФ дженерики виагры

Фрейд подразделил психоаналитическую терапевтическую работу на две стадии. На первой стадии все либидо оттесняется от симптомов в перенесение и там концентрируется; на второй — ведется борьба вокруг этого нового объекта, и либидо освобождается от него. Но либидо снова не ускользает в бессознательное, так как происходит изменение Я под влиянием врачебного внушения. Буквально: «Я мирится с либидо и склоняется допустить для него какое-то удовлетворение».

Главный принцип психоаналитического лечения заключается в осознании пациентом ранее не осознаваемых причин своей болезни, что проходит через трансфер и интерпретируется при помощи категорий мышления взрослого человека. Написание пациентом своей сказки способствует созданию сильного трансфера на врача. У большинства обследованных нами пациентов после интерпретации их сказки сразу возникало доверие и уважение к врачу, появлялась и надежда на выздоровление. Это имело место даже в тех случаях, когда сказка была написана вполне сознательно. Типичное мнение больного после проведенного анализа: «Врач понял мою сказку, значит, он понял меня и поможет мне».

Мы согласны с мнением Э. Берна о том, что многие люди живут по определенным стереотипам, сценариям, причем эти сценарии неосознанны. Люди верят в движение сценариев, поскольку в их основе лежат те или иные парадигмы социального действия, картины мира, возникающие под влиянием социальной среды и властного использования идеологий.

В сущности, сценарий является практической модальностью веры — подобно говению в церкви, предшествующему исповеди и покаянию. Сценарий стыкует внешнюю реальность и реальность внутреннюю, психическую. Благодаря сценарию индивид репрезентирует внешнюю для него реальность именно как объект его желаний, как нечто внешнее. На деле такой объект верования и желания является заместителем первичного объекта желания, стремлением вернуть «утраченный рай» — первичную пару «мать—ребенок».