Мужские индивидуальные мифы (сказки). Воображаемое и реальность

Наша работа в целом посвящена исследованию женской сексуальности (ее психологических аспектов, т. е. желаний, мотивов и сценариев, воспоминаний, эротических грез и т. д.) средствами анализа жизненных сценариев.

Вместе с тем, мы обращаемся в этой главе к анализу некоторых мужских мифов. В качестве материала исследования взяты пять сценариев, три из них написаны практически здоровыми людьми. Нас привлекли эти случаи как примеры катарсиса, который произошел без медикаментозных вмешательств, только после осознавания мужчинами программируемого характера их собственного, казалось бы, свободного поведения.

Два же других случая были интересны нам как примеры определенной клинической симптоматики.

И. Г., 33 года, врач, женат, двое детей (девочки 4 и 8 лет). Диагноз: практически здоров.

«Однажды в одном лесу, в одной семье жили два братика: Ежик и Енотик. Вот как-то пошли они одни IB соседний лес за ягодами. А папа с мамой остались дома. Идут Ежик и Енотик и вдруг видят: стоит грибок, какой-то странный, с ручками и лицом. Подошли они к нему и спросили: «Что ты здесь делаешь?» А он им рассказал, что стоит тут и показывает хорошим детям, где растет много ягод и грибов. Показал он и Ежику с Енотиком. Вот они довольные вернулись к папе с мамой».

На вопрос, где в сказке он сам, И. Г., очень удивившись, ответил, что он, скорее всего, Ежик. А Енотик — (Это его друг юности. Ягоды — женский сексуальный символ. Грибок — фаллический символ. В сказке он символизирует их возмужание, вступление в стадию развитой сексуальности (генитальную). Переведенная сказка выглядит следующим образом:

«В детстве в одном городе жили И. Г. и его настоящий друг. Они были надежными, верными друзьями, делились своими радостями и горестями (жили как одна семья). Когда они подросли, появился определенный (сексуальный) интерес к противоположному полу. Они стали встречаться с девушками, весело проводили время в компаниях».

Реальная ситуация такова. И. Г. женат, в целом доволен своей семейной жизнью. Но сейчас у него нет настоящих друзей, как тот (из детства), хотя есть много Приятелей. У И. Г. сильно выражено желание иметь такого друга, чтобы иногда уходить из семьи с ним «за ягодами». Подобное не следует понимать как чисто сексуальное намерение. Это желание иметь свой маленький личный «участок» жизни, хобби: занятия спортом, просто общение с этим другом, чтобы потом радостным возвращаться к «папе с мамой» (в свою семью).

Осознание проблемы — это только начало ее разрешения. Поэтому в случае с И. Г. для устранения возможного конфликта необходимо проведение следующего этапа — семейной терапии. Это длительная работа с обоими супругами, она проводится как в форме индивидуальной терапии, так и в форме групповой.

Ее задача— создать новую модель (или модели) семейных отношений, при которых каждый из супругов будет иметь возможность, не ущемляя права другого, совершенствовать себя как личность и полноценно отдыхать.

В случае с И. Г. мы видим типичное ограничение мужчины рамками семейной жизни (в плане ограничения общения), при этом жена играет роль тирана: социальные и семейные роли меняются, происходит своеобразная рокировка. Уже мужчина мечтает о дополнительном общении, обладании позитивной информацией, получении приятных импульсов извне (не сексуального плана). Семья фрустрирует мужчину, подавляет его тягу к общению и, таким образом, выступает ограничителем индивидуального развития, чего в принципе быть не должно. Напротив, семья призвана способствовать развитию личности, расширению ее возможностей.