Патриархальная культура

Патриархатные отношения носят структурный характер— это значит, что они воплощены в социальных и институциональных практиках обществ, а потому не могут быть ни выведены, ни объяснены теми или иными качествами, характеристиками отдельных мужчин и женщин. С другой стороны, не следует впадать в крайность отрицания субъективной роли отдельных мужчин и женщин при реализации ситуации патриархатного господства. В конечном счете для объяснения самой ситуации необходима хорошая работающая теория, способная объяснить феномен полового угнетения, создать модель формирования субъективности (модель нефрейдистского, но, скорее, постструктуралистского типа), описать характер бессознательной эффективности социального и индивидуального происхождения. Ведь очевидно и для марксистов, что незнание субъекта двояко: субъект не знает своего социального происхождения и статуса (бессознательное классовое, социальное), и он не знает свою индивидуальную, фамилиальную историю, не знает свои индивидуально-половые особенности. Замечая это, марксист П. Брюно пишет: «…каковы отношения между неосведомленностью «Я» о своих желаниях (которые касаются отношения субъекта к своему телу) и незнанием идеологическим (которое касается отношения субъекта к своему социальному, историческому бытию)? Именно этот статус идеологического бессознательного и будет сейчас нами рассмотрен. Вся марксистская литература, посвященная проблемам идеологии, исходит из признания того, что бессознательное не тождественно психологически неосознаваемому. Ограничиваясь лишь несколькими наиболее показательными примерами, напомним, что именно так понимает этот вопрос Маркс, когда анализирует в «Капитале» товарный фетишизм… Так же понимает этот вопрос и Энгельс».

Феминистский постструктурализм как, пожалуй, наиболее авангардистская и наиболее подходящая для нынешнего феминизма социальная теория держит в поле зрения оба вида бессознательного. Он показывает зависимость чувственности и сексуальности от социально-исторического статуса женщины. Действительно, социальные институты существуют до людей, в объективизированном виде, и теоретически в либеральной демократии Для женщины открыты все дороги, однако на практике ей уготована роль жены и матери (в западном обществе — преимущественно заключенной в домашней среде, а в нашем обществе — вырванной из этой среды).

Многие женщины обретают специфическое феминистское сознание, обнаруживая конфликты и противоречия между господствующим и институционализированным обществом определением женской природы, социальной роли женщины, запрограммированной сексуальным разделением труда, доступом женщин к политической жизни, информации и реальным положением, задаваемым этими институтами в контексте либеральных рассуждений о свободе и самоопределении индивида. Естественно, что феминизм в первую очередь усматривает именно в либеральных рационалистических рассуждениях скрытый мужской и властный характер, обеспечивающий реальное мужское господство путем обмана женщин и включения их в существующую систему разделения труда. Поэтому господствующая форма рациональности однозначно связывается с мужской властью и контролем над женщинами и природой.