Семьи старого и нового типов

Семья старого типа, т. е. семья прединдустриальных обществ, была сложной и разветвленной и в этом плане являлась полным антиподом современной нуклеарной (ядерной) семьи. Последняя по сути передает, делегирует свою специфическую власть государству и обществу в целом, замыкаясь при этом в сфере частной жизни, обособленной от родственников и прежних родственных связей. Долговечность семьи старого типа была гарантией вечности патриархатной социальной структуры, тогда как ядерная семья в своем соответствии западной модели развития предполагает альтернативный феминистский тип мышления и поведения в менталитете общества.

А. Бургьер пишет о совсем недавней смерти старой семьи как основы традиционного разделения социальных ролей между полами: «Причина стабильности общества старого режима и его долговечности заключалась… в типе семейной организации: женатый сын-наследник жил вместе с родителями, ожидая своей очереди возглавить хозяйство: осуществлялось наследование династического типа, передача неделимого земельного надела. Таким образом была обеспечена преемственность власти и собственности: у остальных детей воспитывалось чувство отказа и преданности группе. Этот тип организации вырабатывал…чувство иерархии». Земля была в руках мужчин и передавалась по мужской линии: зависимость женщин резко возросла с появлением классов. Более того, разделение ролей приобрело известную жесткость, оно сопровождалось идеологической обработкой женщин, рационально объясняющей и узаконивающей их приниженное положение. И от античности до зрелого феодализма в положении женщин господствовала одна неизменная величина — их замкнутость в исполнении традиционных ролей, их вторичное положение в обществе.

В XIX веке с развитием промышленного капитализма огромные массы женщин и детей были втянуты в общественное производство. В то же время общество разрушило изолированность семьи, создав социальное обеспечение образования детей, их содержания. Феминистские движения XIX века боролись совместно с рабочим и профсоюзным движениями за улучшение условий женского труда, за развитие женского социального самосознания, против традиционно-репрессивных образов женщины. Эволюция женской роли в обществе всегда эксплуатировалась и буржуазной прессой, в ряде случаев стремившейся изобразить борьбу женщин как «восстание против мужчин», а иногда и показать всю историю человечества как «борьбу полов», а не классов.