Символы сексуальности в культуре и философии

Дюран пишет: «Режимы, структуры, классы архетипов суть классификационные категории этой эмпирической конвергенции, более экономичной, чем объяснительный арсенал пульсаций, комплектов, постулированных психоанализом. Ибо если пульсация — постулат, то социальные или рефлекторные поступки есть констатированный факт». Динамические схемы, организованные Дюраном, позволяют различать три большие логические конститутивные группы символов. Но о символах здесь можно говорить лишь условно, ибо автор разводит знак, символ и аллегорию как различные способы «непрямого познания».

В связи с этим он предлагает, в которой разделяет мир образов на специфические группы знаков, символов, аллегорий. Зато реализуется общая классификация «символических образов».

Таким образом, мы не следуем за ортодоксальным психоанализом в поиске пульсаций, а изучаем социальные условия, в которых возникают и функционируют различные режимы и структуры, классы архетипов,— своего рода максимы культуры, ее сгущенные образы.

При этом мы имеем в виду разнообразие режимов дискурсивное, где действуют образы символического воображения. Речь идет о языках науки и профессиональных жаргонах, об административном дискурсе и политических дебатах, о приветствиях и сплетнях, о молитве и церемониальном дискурсе, об эпистолярном стиле и внутригрупповом жаргоне, о пародии и словесных играх и т. д.

Британский исследователь Дж. Фроу составил таблицу различных режимов дискурсивности в зависимости от преобладания в том или ином дискурсе поля, тенора или моды. Мы стремимся в практической работе привести символические образы, движущиеся в различных дискурсах, к «общему знаменателю» беседы с психоаналитиком. Почти всегда жалобы пациента на приеме у психотерапевта являются «верхушкой айсберга»,— того, что создает внутриличностный (или межличностный) конфликт, вызывает психоэмоциональное напряжение, в конечном итоге мешает ему жить. Большая часть «айсберга» скрыта в бессознательном, в этой гигантской сокровищнице человеческой психики. Чтобы помочь человеку разобраться в его проблемах, разрешить, по возможности, конфликтные ситуации, выяснить их истоки, необходимо проникнуть в эту «запретную» зону. Подобное позволяет сделать метод психоанализа.

В настоящее время существует много различных психоаналитических школ и направлений. Одно из ответвлений психоанализа — трансакционный анализ, основоположником которого является американский психотерапевт Эрик Берн. Представление об этом методе содержится в его книгах «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений» и «Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы». Э. Берн дает следующее определение жизненного сценария человека: «…это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется… в раннем детстве, в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора».