То, что мы думаем о себе

Предлагаем вам следующий пример.

С. О., 25 лет, инженер; личностные особенности — незначительно выраженные психастенические (неуверенность в себе, иногда склонность к сомнениям) и определенные истерические (стремление быть в центре внимания и т. д.) черты характера. Его сказка:

«Жила-была консервная банка, которая очень хотела стать золотой рыбкой. Но вот как-то выбросили эту банку в море, и стала она жить на дне морском рядом с рыбками. «Значит, и я стала рыбкой»,— думала она. Прошло какое-то время, байка заржавела, и ее волной выбросило на берег. Как-то две маленькие девочки гуляли по берегу моря, и одна из них увидела банку, блестевшую на солнце. Она крикнула с восторгом: «Смотри, золото!» Так закончилась сказка о счастливой консервной банке, все же сумевшей стать золотой рыбкой».

Перед нами сценарий «Победителя». Человек («консервная банка») добивается своего, хотя и иллюзорного, счастья. Но он все же победитель, так как важно, что он сам оценивает свой результат как удачу. Правда, победа его какая-то ненастоящая, рассчитанная на зрителя.

По психоаналитической символике консервная банка является женским символом. Рыбка — это мужской символ.

Мы объясняем сказку следующим образом. С. О. считал себя слишком мягким, нерешительным, сентиментальным (черты характера, традиционно относимые к женским), а хотел выглядеть в глазах других образцом мужества, решительности, силы и прочих истинно мужских качеств («золотой рыбкой»). Он очень любил «коллекционировать» комплименты, подчеркивающие эти качества, что ему часто удавалось.

Здесь уместно привести определение Я-концепции, данной известным английским психологом Р. Бернсом. «Это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описанную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной-Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция в сущности определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможность развития в будущем»

К Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия. Она относительно устойчива, но все же подвергается определенным колебаниям и изменениям, Р. Берне описывает три вида самоустановок.

Реальное Я — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, т. е. с его представлениями о том, каков он на самом деле.

2. Зеркальное (социальное) Я — установки, связанные с представлениями индивида

0 том, как его видят другие.

3. Идеальное Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать». Большое расхождение между реальным и идеальным Я нередко ведет к невротическим расстройствам и, как считает Берне, к депрессии, обусловленной недостаточностью идеала.

Это объясняется хорошей компенсацией его отдельных психастенических качеств истерическими. В своем поведении он ориентируется на «зрителя», его зеркальное Я часто приближается к идеальному. И он считает себя «Победителем». Мы полагаем, что пациент не совсем прав, поскольку таких «зрителей» может вообще не оказаться или они дадут ему отрицательную оценку. Тогда он ощутит значительное расхождение между своим реальным и идеальным Я.

В случае С. О. мы видим сценарий чисто социального происхождения, поскольку индивид ориентирован на достижение иллюзорного счастья. Он хочет быть тем, кого видят в нем окружающие. Такая ситуация типична: она возникает в условиях краха навязанной нам системы ценностей административно-командной системы с присущим ей разрывом официально провозглашаемых и реализуемых житейских ценностей.