Традиции общества

Сам Вебер в соответствии с описанными выше типами показывал, что индивиды по-разному придают смысл социальному порядку и по-разному признают его законность. Так, они признают социальное устройство законным в соответствии с традициями (верно и законно то, что было всегда), в соответствии с аффективной верой в то, что вновь открыто и всех вскоре осчастливит, посредством ценностно-рациональной веры (верно то, что выводимо как абсолютная ценность), посредством позитивного законодательства (в него верят как в законное, не отличая при этом право от закона как воли законодателя).

В сущности, Вебер фиксирует парадигмы как опорные элементы жизненных сценариев индивидов, вдохновляющих эти сценарии и придающие им смысл — жизненный смысл для личностей. Идеология, задающая в конечном счете все сценарии верующего поведения и тем самым функционирующая как легитимизирующая авторитет, власть и организацию сила, необходима даже для абсолютно рациональной системы легитимизации.

Это утверждение справедливо и в тех случаях, когда системы заявляют о своем полном разрыве с авторитарными традициями и авторитетом харизматического лидера. Даже наиболее бюрократизированная система властвования вырабатывает идеологический воображаемый код для удовлетворения веры индивидов в их законность и следование тем или иным поведенческим жизненным сценариям. Таким образом, идеология соединяет стороны легитимизационного процесса: призыв к законности и естественности существующего порядка (сегрегация полов, наличие сводов законов, системы мифов) и веру граждан в законность, естественность, их реальное поведение на основе иных — психологических норм.

Соединение, осуществляемое на одном уровне, всегда является продуктом идеологического процесса, ибо верования вызываются из индивидов и поднимаются на уровень социальных требований системы власти. П. Рикер сравнивает эту заметную разницу индивидуальных ожиданий и общественных требований с прибавочной стоимостью Маркса (разница между требованием власти и верованиями выявляется именно в идеологическом процессе, понятом в двух смыслах: как процесс метаморфоз идеологических конструкций и как юридический процесс суда и оценки, вынесения приговора тем или иным надеждам граждан).

Подобная «прибавочная стоимость» возникает в структуре власти между сделанным утверждением и предложенной гражданами верой. Она является общей для всех структур власти, в том числе и для таких сложных, как управление вовлечением населения в процессы демократизации централизованных социальных систем.