Выявление причин невротических жалоб

Теперь мы хотим привести пример сказки, которая помогла выявить основную причину невротических жалоб. М. Н., рабочая, 52 года. Менопауза в течение десяти лет. Обратилась с жалобами на раздражительность, утомляемость, частый переход от раздражительности к слезливости, поверхностный сон (затруднено засыпание), непереносимость громких звуков, что говорит о наличии астено-невротического синдрома.

Подобные жалобы предъявляла в течение последних четырех месяцев. Но причин, которые привели к этому, она указать не смогла. И на работе, и дома, казалось бы, все благополучно. Во время первого посещения психотерапевта ею была написана следующая сказка.

«Жил-был у бабушки с дедушкой маленький мальчик. Он был очень непослушный, разбрасывал свои игрушки и не убирал. Приходилось все делать за него старенькой бабушке. И вот однажды приснился ему сон, что пришел к нему маленький гном и сказал, что если ты не будешь слушаться, то я уведу тебя с собой.

Испугался мальчик, утром собрал свои игрушки. Бабушка удивилась, а внучек сказал, что всегда будет сам собирать игрушки и помогать бабушке».

В начале лечения пациентка скептически отнеслась к предложению проанализировать эту сказку, говорила, Что сказка не имеет к ней никакого отношения. Но вот после очередного сеанса гипнотерапии она вдруг сообщила: «Знаете, вы оказались правы, сказка имеет ко мне прямое отношение, ведь бабушка в ней — это я». М. Н. самостоятельно проанализировала сказку. Она одна воспитывала сына. В настоящее время ему тридцать лет, не женат. М. Н. очень обеспокоена этим, она желала бы нянчить внуков, даже непослушных, что неосознанно отразила в сказке. (В написанном ею есть еще и дедушка, отсутствующий в реальной жизни.) После осознания этого факта, который был вытеснен, и проведения рациональной психотерапии самочувствие нашей пациентки значительно улучшилось, что подтверждается последующими встречами с ней. В случае с М. Н. мы видим трагедию целого поколения детей войны, женщин, оставшихся без мужчин.

Всю свою энергию, неразделенную любовь эти женщины отдали детям. Очевидно, что они сами (на первый взгляд) виноваты в том, что дети их зачастую не имеют полноценной семейной жизни, живут по сценарию «до тех пор пока» (пока жива мать, я не женюсь, так как боюсь, что ее отношения с моей будущей женой сложатся неудачно и это приведет к болезни любимого человека— матери). Выход из положения М. Н.— в осознании ситуации и разрешении сыну организовать свою собственную семью.

Мы приведем еще типичный пример сказки, написанной женщиной со сценарием «Неудачника». М. К., 40лет„ замужем, двое детей (7 и 11 лет).

«Жила-была девочка. Хорошо ей жилось в родительском доме. Но прошли годы, и покинула она отчий дом. Тяжело ей жилось из-за неуверенности в себе, в своих поступках. Однажды, в новогоднюю ночь, Дед Мороз принес ей подарок, серебряное колечко: «Носи его, береги, и тогда уйдут все невзгоды, исполнятся все желания. Обретешь уверенность в себе и всего достигнешь». Берегла девчонка колечко и верила, что все так и будет. Вскоре встретила она Принца, полюбила его всей душой. Расцвела девчонка, похорошела, превратилась из «гадкого утенка» в прекрасную царевну. Все бы хорошо, да уехал Принц в дальние страны и женился там на Принцессе. Прошло время, девчонка вышла замуж и жила тихо и скромно. Но вечерами, когда все спали, вынимала она свое колечко и тихонько вздыхала о своей несбывшейся мечте».

Смысл написанного понятен и без особого анализа. М. К. сознательно изложила свою жизненную ситуацию, свой сценарий «Неудачника». Здесь необходимо вовремя понять, что ни к чему хорошему он не приведет.

Возможно, потребуется определенная переоценка ценностей и значимостей. («Ценность — это осознанная значимость, а значимость — подсознательная ценность. Если они рассогласованы, возникает душевный конфликт, противоречие чувства и разума, внутренняя дисгармонии.) После проведенной психотерапии М. К. пришла к выводу, что жизнь с «Принцем» была бы ничуть не лучше, а может, и хуже настоящей, так как, по ее словам, «Принц» был капризным и самовлюбленным.