Взросление ребёнка как психический акт

Воображаемое является термином из словаря лаканизма, используемым для описания первичной до Эдиповой стадии отождествления ребенка со своим зеркальным образом.

На этой стадии ребенок не является ни мужчиной, ни женщиной и обретает доступ к языку, воображая при взгляде на себя и держащего его взрослого свое будущее в качестве взрослой особи. Посредством языка и начиная с зеркальной стадии ребенок постепенно становится половой индивидуальностью, имеющей место в символическом порядке. Эта стадия в теории Лакана определяется как первый свободный психический акт ребенка, ибо включает отождествление ребенка с образом его психической формы, отраженной в зеркале и гарантированной пристальным взглядом матери. Во взрослении разрешаются кастрационный и Эдипов комплексы, поскольку складывается структура субъекта, в которой индивид начинает ошибочно понимать себя как «Другого», источника требований и норм, исходящих от общества. Для Лакана «Другой» в первую очередь занимает позицию контроля значений и желаний в структуре личности.

Желание оказывается продуктом языка, ибо функционирует как отложенное удовлетворение, соответствующее интенсивному формированию смысла в языке. Отождествляя себя с позицией «Другого», субъект ошибочно полагает себя суверенным источником смыслов и значений. Поэтому символический порядок в системе Лакана является социальным и культурным порядком — «хабитусом», в котором живут сознательные субъекты. Этот порядок задан языком и социальными институтами, функционирующими как семиотические (т. е. организованные языковыми средствами) системы. Всякий раз, когда индивид (он или она) с помощью местоимений и жанра рассуждений (от сплетни до торжественной клятвы) занимает позицию субъекта в языке, включаются механизмы зеркальной стадии и психического оформления сексуальности. Эти механизмы обеспечивают воображаемый характер индивидуального отождествления с позицией говорящего субъекта. Идентификация накладывается на пульсацию — энергию желания — и таким образом начинает контролировать значения.

Эго ребенка расщепляется на Я-наблюдающее и Я-наблюдаемое, а потому единство и контроль, даваемые идентификацией ребенка с его зеркальным отражением (психической формой Я), являются воображаемыми. Второе расщепление осуществляется между Я-говорящим и Я-выражающим: это происходит в связи с вступлением в символический порядок после разрешения Эдипового и кастрационного комплексов. Реализация комплексов создает специфически-половую организацию желаний, психики, бессознательного, в конечном счете — становление субъекта в господствующей мужской или подавленной женской позиции социальной связи. Здесь работает механизм фетишизации женской сексуальности. И хотя это психологический механизм, именно он приводит к выделению ролей раба и господина в паре. И вновь, подобно ребенку на зеркальной стадии, ложно представляющему себя единым и самоконтролирующим, говорящий субъект (он или она) смешивает себя и свое речевое социальное выражение, полагая себя суверенным автором смыслообразования.

В речевой цепи, считает Лакан, означаемое постоянно ускользает от означающих его. Но в целом значение и символический порядок все же стабильны в отношении к первичному воображаемому означаемому — греческому половому символу (фаллосу), гарантирующему патриархатную культуру и половые различия на основе алиби анатомического различия полов. В отличие от соссюровской модели знака (где составляющие его сцементированы) лакановский символический порядок состоит из свободно перемещающихся и скользящих означающих, вовсе не привязанных к фиксированным значениям или фрагментам реальности.

Поток означающих обретает лишь временное значение для говорящего субъекта благодаря отличию знаков, их взаимной дискриминации и иерархизации. Окончательная фиксация значения предотвращается в теории Лакана механизмом желания. В отличие от провозглашенного Ж. Деррида принципа свободной игры знаков в означении и придании смысла миру лакановский символический порядок и значение фиксированы в отношении к фаллосу как первичному означаемому, гарантирующему патриархатную структуру социального господства.